Музей - Верхалеская СШ
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Музей

Этнографический музей «Спадчына»

 

Руководитель: Брухан Т.И.,

                           тел. 63 – 2 – 80

 

3 декабря приказом директора школы № 132
был открыт школьный этнографический  музей «Спадчына».

Весь собранный материал составляет фонд школьного музея, который состоит из 119 экспонатов основного фонда.

Музей школы занимает площадь 35 кв.м. Важнейшая функция любого музея – создание экспозиций. Экспозиции школьного музея основаны на следующих принципах: идейность, научность, универсальность.

В результате составления и разработки тематической структуры и тематики экспозиционного плана в музее появились четыре раздела экспозиции:

1  «Соломоплетение»,

2  «Ткачество»,

3  «Гончарство»,

4  «Национальный костюм».

 

Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена. Вопросы патриотического, духовно-нравственного развития школьников, их краеведческой деятельности, исторической памяти вышли в настоящее время на первый план. Осмыслить человеческие поступки, воспитать высокие патриотические чувства, сформировать гражданскую позицию помогает школьный музей «Спадчына». При этом одновременно решаются следующие дидактические, развивающие и воспитательные задачи:

 •содействие формированию гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

•привлечение школьников к изучению истории прошлого своего региона, района, малой Родины;

•наполнение экспозиции школьного музея «новыми» предметами, документами;

•развитие исторического мышления и интеллектуальных способностей школьников;

•развитие умения противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру.

Совершая экскурсию в музей, невольно замедляешь шаги и вслушиваешься в тишину. В музее можно ощутить дыхание самой Истории. Здесь каждая вещь хранит свою тайну. В этом удивительном месте стираются временные грани, и настоящее отступает на второй план, а прошлое оживает, являя свою беспристрастную летопись событий.

Главными направлениями работы школьного музея являются:

•комплектование фондов;

•учёт и хранение музейных коллекций;

•экспозиционная работа;

•культурно-образовательная деятельность.

Направления поисково-исследовательской деятельности:

• Изучение жизни и деятельности известных людей нашего края;

• Изучение местных обрядов и традиций;

• Великая Отечественная война в судьбах наших земляков;

Использование материалов музея в образовательном процессе

  Язык музея – это язык подлинника, первоисточника исторической информации. Документальные материалы ярко и убедительно рассказывают о событиях прошлого, позволяя сформировать научные взгляды и убеждения, политическую и нравственную культуру.

В настоящее время существуют разнообразные формы и методы, позволяющие включить музейный материал в учебный процесс.  Наиболее распространёнными являются: экскурсии, уроки-экскурсии, использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроках, лекции с использованием музейных предметов, самостоятельная подготовка сообщений, докладов учащихся для урока по заданию учителя, работа на базе музея факультативов, кружков, проведение конференций.

В музее проводятся уроки и факультативные занятия гуманитарных, обществоведческих дисциплин, предметов эстетической направленности. Это помогает не только более наглядно изучить тему программы, но и почувствовать свою сопричастность к историческому процессу и духовной культуре своего народа.

Экспонаты и архивы музея активно используются в образовательном процессе:

- для проведения уроков по истории Беларуси, уроков белорусской литературы, изобразительного искусства.

- для воспитательных целей (проведение Первых уроков, встреч с интересными людьми, постановок народных обрядов и др.);

- для исследовательской и творческой деятельности (поиск информации для научно-исследовательских конференций учащихся, тематических конкурсов).

 

Внеурочная деятельность

 Материалы и экспонаты музея используются не только на уроках, но и во внеклассной работе. В музее проводятся воспитательные мероприятия, встречи с известными людьми, старожилами деревни, ветеранами. Интересной и новой в нашей практике формой работы стали тематические краеведческие чтения, во время которых учащиеся выступают с сообщениями о событиях Великой Отечественной войны, о наших земляках, прославившихся в те годы.

 Учащиеся принимают активное участие в республиканских акциях:  «Письмо ветерану»,  «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!».

 

Нормативные документы  музея

  •       Закон РБ «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь» (№ 70-3 от 12. 12. 2005г.)
  •       Инструкция о порядке создания и открытия музеев и их экспозиций (№ 206 от 18.07.1997г.)
  •       Положение о музее учреждения образования (№ 52 от 04.12.2002г.)
  •       Методическое письмо Министерства образования и Министерства культуры о совместной деятельности музеев (от 02.02.2001г.)
  •       Постановление коллегии управления культуры образования Гродненского облисполкома «Аб стане ўліку і захавання музейнага фонду РБ і стварэнні экспазіцый у музеях навучальна-выхаваўчых устаноў» (№ 13 от 13.09. 1997г.)
  •       Положение о “Народном” музее (№ 733 от 10.06.2006г.)
  •       Инструкция о порядке комплектования музейных фондов, внутримузейного учета, научной обработки и сохранения музейных предметов и музейных коллекций, включаемых в Музейный фонд РБ, научно-вспомогательных и сырьевых      материалов (№ 44 от 1 ноября 2007г.)

              Мы рады встрече с теми, кто ценит и любит наше учреждение образования! Надеемся, что экспозиция пополнится фотографиями и документами из ваших личных архивов, что вы поделитесь с нами своими воспоминаниями!

Фотаматэрыялы